История кондитерской фабрики «ЭйнемЪ. Кондитерская фабрика «Эйнемъ» Юлиус гейс биография

С момента основания кондитерской фабрики Эйнем прошло уже более 150 лет. В 1850 году молодой и амбициозный Фердинанд Теодор фон Эйнем приехал в Россию, чтобы разбогатеть. Фердинанд был сыном простого немецкого священника Карла Эйнема. Он вырос в спартанских условиях, исключающих любую «греховную» роскошь. Однажды отец Фердинанда обнаружил в кармане своего 10-летнего сына кусочек шоколадной конфеты. Свидетельство грехопадения было выложено на стол для всеобщего порицания – как мог будущий священник потратить подаренный ему талер на низменное наслаждение?! Кто бы мог подумать, что через 15 лет шоколад станет для Фердинанда делом всей его жизни…

Сначала Эйнем поступил подмастерьем в шоколадную лавку мастера Ореоле – в ту самую лавку, где была куплена памятная «греховная» конфета. К 20 годам талантливый юноша освоил все хитрости приготовления шоколада и даже превзошел своего учителя. Мастер Ореоле посоветовал юноше ехать в Россию и открыть свой бизнес там. В те времена многие европейцы уезжали в Россию – страну лютых морозов и несметных богатств. К тому же, в России совершенно не умели готовить шоколад…

После прибытия в Россию Эйнем занялся производством пиленого сахара, но торговля не пошла, и уже через год пришлось закрыть дело. Тогда неунывающий предприниматель организовал небольшую мастерскую по производству печенья и конфет.

Эйнем полюбил Россию всей душой. Он даже называть себя стал на русский манер – Федор Карлович. В Крымскую войну он сумел получить государственный заказ на обеспечение фронта сладостями – поставки сиропа и варенья для раненых бойцов. Эйнем выполнил госконтракт «с беспримерной честностью», как писала газета «Ведомости». Дела фирмы пошли в гору. В 1857 году умный и прозорливый Эйнем познакомился с талантливым бизнесменом Юлиусом Гейсом, который внес все свое состояние (20 тысяч рублей) в развитие бизнеса и стал компаньоном Эйнема. Партнеры выписали из Европы паровую машину и начали строить крупную фабрику на Софийской набережной – ту самую, которая называется теперь «Красным Октябрем».

Фабрика Эйнема первой в России наладила массовый выпуск шоколадных конфет и какао. Ее продукция регулярно получала российские и международные награды, ассортимент расширялся, производство росло. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже продукция фабрики была признана лучшей и получила высшую награду. К 300-летию дома Романовых в 1913 году фабрика была удостоена звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Одним словом, фабрика Эйнема стала передовым кондитерским производством в Российской империи, несмотря на то, что у них были серьезные конкуренты – старейшая в России кондитерская фирма «Абрикосов и сыновья» (нынешний концерн «Бабаевский»), кондитерская Адольфа Сиу (фабрика «Большевик»).

Что послужило причиной такого успеха? Почему популярность фабрики была настолько велика, что даже после национализации в 1918 году к новому названию «Красный Октябрь» в течение двадцати лет добавляли в скобках «Бывш. Эйнемъ»? Даже большевикам не сразу удалось изжить ее настоящее имя.

Вот несколько маркетинговых приемов фабрики Эйнема, опробованных в те времена, когда о маркетинге никто не слышал:

Роскошные упаковки.
Для оформления конфет приглашались лучшие художники того времени: Врубель, Бакст, Билибин, Бенуа. Конфетные коробки отделывали шелком, бархатом или кожей.

Идея связать новый вкус конфет с картиной модного художника Ивана Ивановича Шишкина принадлежала Юлиусу Гейсу. Вот так выглядели первые «Мишки косолапые».

Познавательные вкладыши и обертки для конфет.
Прекрасная идея – ребенок кушает конфеты и узнает что-то новое. В коробки с конфетами и какао вкладывали коллекционные открытки с географическими картами, животными, историческими сценками, репродукциями картин известных русских художников. Для взрослых покупателей были нарисованы красивейшие игральные карты. Чтобы стать обладателем целой колоды, надо было съесть много конфет.
Поглядите, какая красота! Такие шоколадки можно покупать ради одной обертки!

Шоколадку получивши
И кусочек откусивши,
Вдруг увидел Вася Степку –
Забияку и растрепку…
Ты что? Хочешь половыны?
Не угодно ли дубины?
И пошел махать дубьем…
Степка вышел с фонарем.
Получив большой конфуз,
Бросив палку и картуз,
Он бежал что было сил
И про шоколад забыл.
Победитель, храбрый Вася,
Силой мускулов хваляся,
Говорил, что этим всем –
Он обязан лишь Эйнем.

Кстати, конфеты с названием «Ну-ка, отними» выпускаются и по сей день. Только вместо насупленного карапуза на обертке печатают миловидную девочку, играющую со щенком.

Эксклюзивное предложение.
Композитор Карл Фельдман по специальному заказу «Товарищества Эйнем» написал «шоколадные мелодии»: «Кекс-галоп», «Шоколадный вальс», «Вальс-монпансье», «Танец какао». Эти мелодии быстро стали популярны. Ноты к ним можно было получить только с покупкой шоколадных конфет. Хочешь наигрывать модный вальс – покупай конфеты у Эйнема! Для маленьких покупателей разработали схемы для вышивания крестиком, которые вкладывались в коробки с конфетами и какао.

Фирменные автоматы по выдаче шоколада.

Опустив в такой автомат 10-копеечную монетку и передвинув рычажок, ребенок получал небольшую шоколадную плитку в обертке. Эти автоматы быстро стали модным новшеством и настоящей «заманухой» для маленьких покупателей.

Фирменные аксессуары.
В коробки конфет бесплатно вкладывали фирменные салфетки или щипчики с логотипом фабрики. В кондитерских продавались красивые жестяные банки для сыпучих продуктов, украшенные фирменным логотипом «Эйнемъ».

Современному читателю эти приемы могут показаться лишенными оригинальности, но тогда это был настоящий прорыв. Эйнему старались подражать, причем не только прямые конкуренты, но и не связанные с кондитерским делом предприниматели. Удивительно, что их «учителем» был сын простого священника, который на момент приезда в Россию не имел ни хорошего образования, ни серьезных накоплений. Благодаря своему удивительному чутью, умению находить правильных людей и искренней любви к своему делу, Федор Карлович Эйнем стал одним из самых богатых людей в России, заслужил уважение и почет.

Незадолго до смерти Эйнем продал свою долю компаньону Гейсу и вернулся в Пруссию. Детей у него не было. В 1876 году газеты сообщили о кончине Эйнема. На момент смерти прославленному шоколатье было всего 50 лет. Свое тело Федор Карлович завещал похоронить в Москве – на своей новой Родине, где он прожил большую часть жизни и обрел счастье и богатство.

Кондитерский бизнес под руководством Гейса разросся еще больше, но переименовывать фабрику не стали – слова «Эйнемъ» и «качество» прочно ассоциировались у горожан. После смерти Юлиуса Гейса руководить фабрикой стал его сын Вольдемар. До революции 1917 года Гейс не дожил. Наверное, к счастью…

В 1851 году на Арбате открылась небольшая мастерская по производству шоколада и конфет, в которой работали всего четыре мастера. Принадлежала она немцу Теодору Фердинанду фон Эйнему,приехавшему в Россию "делать бизнес". В годы Крымской войны Эйнем поставляет свою продукцию на фронт - полученная прибыль позволяет ему расширить производство и перевести фабрику на Мясницкую улицу. В 1869 году к Эйнему присоединяется предприниматель Юлиус Хейс (J.Heuss). Вдвоем они открывают кондитерский магазин на Театральной площади, выписывают из-за рубежа новейшую паровую машину и строят первое здание фабрики на Софийской набережной Москвы-реки.

С каждого проданного фунта нового печенья Эйнем жертвовал пять копеек серебром, из которых половина суммы поступала в пользу благотворительных заведений Москвы, а другая половина - в пользу Немецкой школы для бедных и сирот. Первая официальная запись о фирме «Эйнемъ. Товарищество паровой фабрики шоколада, конфектъ и чайныхъ печеній» появляется в 1867 году в справочнике «Фабрично-заводские предприятия Российской империи». К этому времени фирма уже имела награды Всероссийских мануфактурных выставок: бронзовую (1864 год) и серебряную (1865) медали. «Эйнемъ» производила карамель, конфеты, шоколад, какао-напитки, пастилу, печенье, бисквиты, пряники, глазированные фрукты, мармелад.

После смерти Эйнема в 1876 году фабрикой стал руководить Юлиус Хейс, однако ставшее популярным среди москвичей название компании он менять не стал.

В 1889 году в связи с расширением производства Хейс приобрёл несколько участков на Берсеневской набережной. Одним из первых зданий, построенных на новом участке, стал производственный корпус работы архитектора А. В. Флодина. В дальнейшем по проекту архитектора А. М. Калмыкова было возведено ещё несколько произодственных корпусов и доходных домов, составивших основу ансамбля фабрики. Формирование ансамбля фабрики было завершено в 1914 году присоединением доходного дома Суконной фабрики, переоборудованного под гаражи. Всего для фабрики «Красный Октябрь» на берсеневском участке, ставшем основным, было построено 23 здания.

В 1896 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде продукция «Эйнемъ» награждена золотой медалью, в 1900 фирма получает Гран-при на Всемирной выставке в Париже за ассортимент и качество шоколада. В 1913 году «Эйнемъ» удостаивается звания поставщика двора Его Императорского Величества.

К началу XX века «Эйнемъ» владеет двумя фабриками в Москве, филиалами в Симферополе и Риге, несколькими магазинами в Москве и Нижнем Новгороде. После октябрьского переворота 1917 года фабрика была национализирована и стала называться «Государственная кондитерская фабрика № 1, бывшая Эйнемъ», в 1922 году была переименована в «Красный Октябрь», кое название сохранила до сих пор.

Во времена своего расцвета «Эйнемъ» был одной из самых известных марок кондитерских изделий во всей стране. Но многим своим современникам он запомнился тем, что выпускал в дополнения к своим конфетам и печенью множество разнообразных открыток. Сегодня большинству известна серия "Москва в XXIII веке" из восьми футуристических почтовых карточек 1914 года, которые демонстрируют то, как, по мнению автора, предстояло выглядеть Москве в XXII и XXIII столетиях: от 2114 года (карточка «Центральный вокзал») до 2259 года (карточка «Санкт-Петербургское шоссе»).


Центральный вокзал.Зима такая же, как и при нас 200 лет назад. Снег такой же белый и холодный. Центральный Вокзал Земных и Воздушных Путей Сообщения. Десятки тысяч приезжающих и уезжающих, все идет чрезвычайно быстро, планомерно и удобно. К услугам пассажиров - земля и воздух. Желающие могут двигаться с быстротою телеграмм.



Москворецкий мост. Кремль так же украшает древнюю Белокаменную и с золотыми куполами представляет феерическое зрелище. Тут же у Москворецкого моста мы видим новые огромные здания торговых предприятий, трестов, обществ, синдикатов и т. д. На фоне неба стройно скользят вагоны подвесной воздушной дороги…



Лубянская площадь. Ясный вечер. Лубянская площадь. Синеву неба чертят четкие линии светящихся аэропланов, дирижаблей и вагонов воздушной дороги. Из-под мостовой площади вылетают длинные вагоны Московского Метрополитена, о котором при нас в 1914-м году только говорили. По мосту над Метрополитеном мы видим стройный отряд доблестного русского войска, сохранившего свою форму еще с наших времен. В синем воздухе мы замечаем товарный дирижабль Эйнем, летающий в Тулу с запасом шоколада для розничных магазинов



Река Москва. Оживленные, шумные берега большой судоходной Москвы-реки. По прозрачным глубоким волнам широкого торгового порта несутся огромные транспортные и торговые крейсеры и многоэтажные пассажирские пароходы. Весь флот мира - исключительно торговый. Военный упразднен после мирного договора в Гааге. В шумной гавани видны разнохарактерные костюмы всех народов земного шарa, ибо Москва-река сделалась мировым торговым портом.



Петровский парк. Мы переносимся мысленно в Петровский парк. Аллеи расширены до неузнаваемости. Древний Петровский дворец реставрирован, и в нем сосредоточен Музей Петровской эпохи. Повсюду бьют, сверкая, дивные фонтаны. Лишенный микробов и пыли, совершенно чистый воздух прорезывают дирижабли и аэропланы. Толпы людей в ярких костюмах XXIII века наслаждаются дивной природою на том же месте, где, бывало, гуляли мы, пра-пра-прадеды.



Красная площадь. Красная площадь. Шум крыльев, звон трамваев, рожки велосипедистов, сирены автомобилей, треск моторов, крики публики. Минин и Пожарский. Тени дирижаблей. В центре - полицейский с саблей. Робкие пешеходы спасаются на лобном месте. Так будет лет через 200



Петербургское шоссе. Красивая ясная зима 2259-го года. Уголок «старой» веселящейся Москвы, древний «Яр» по-прежнему служит местом широкого веселья москвичей, как было и при нас 300 с лишним лет тому назад. Для удобства и приятности сообщения Санкт-Петербургское шоссе целиком превращено в кристально-ледяное зеркало, по которому летят, скользя, изящные аэросани. Тут же на маленьких аэросалазках шмыгают традиционные сбитенщики и продавцы горячих аэросаек. И в XXIII веке Москва верна своим обычаям



Театральная площадь. Театральная площадь. Темп жизни усилился в сто раз. Всюду молниеносное движение колесных, крылатых, пропеллерных и прочих аппаратов. Существовавший еще в 1846 году Торговый дом Мюр и Мерлиз в настоящее время разросся до баснословных размеров, причем главные отделы его соединены с воздушными железными дорогами. Из-под мостовой вылетают многочисленные моторы. Где-то вдали пожар. Мы видим автомобильную пожарную команду, которая через мгновение прекратит бедствие. На пожар же спешат бипланы, монопланы и множество воздушных пролёток

Однако, кроме этих футуристических открыток было много и других серий, издававшиеся в огромном количестве и служащие не только для отправки "открытых писем", но и для расширения кругозора, а также являющиеся отличным предметом для коллекционирования

серия "Игра квартет"

серия "Охота в России"

серия "К 300летию царствования дома Романовых"

серия "1812 год"

серия "Типы народов земного шара"

а вот, например, географические карточки с изображением карты России. Обратите внимание, что она именуется "Конституционная Империя". Существовали карточки и с другими странами, но мне они не попадались.

ну и другие самые разные серии открыток:

Все это теперь - памятник безвозвратно потерянной эпохи, которая доносится до нас в таких вот открытках. Их издавали "потехи ради" для себя, а получилось, что они куда важнее для нас как память о той стране, которую мы никогда не знали...

Кондитерская фабрика «Красный Октябрь» еще недавно располагалась по адресу Берсеневская набережная, 6 на стрелке острова, образованного Водоотводным каналом и Москвой-рекой, но в 2007 году была переведена на территорию шоколадной фабрики «Бабаевский».

Фото 1. Бывшие корпуса кондитерской фабрики "Товарищество Эйнем" и "Красный

Октябрь" в городе Москве

Начало истории шоколадной фабрики «Товарищество Эйнем»

Основал производство Теодор Фердинанд фон Эйнем – выходец из Германии, прибывший в Первопрестольную в 1850 году из немецкого городка Вюртемберга.

Федор Карлович (так стал представляться на русский манер предприниматель) подметил, что в Москве начал пользоваться особым спросом пиленый сахар, после чего, проявив свою предприимчивость, немец начал его производство.

Выгодное дело заладилось, и уже в 1851 году Эйнем открывает в небольшой цех по выпуску уже шоколадных конфет. В мастерской тогда работало лишь четыре человека.

Поставки сладкой продукции на передовую в годы Крымской войны и, конечно же, успешная торговля в городе Москве, принесли Эйнему прибыль, благодаря которой на он открывает уже шоколадную фабрику.


Фото 2. Адрес бывшего производства Берсеневская набережная, №6

В 1857 году Федор Карлович заводит знакомство с Юлиусом Гейсом. Незаурядный предприниматель сначала помог открыть кондитерский магазин в центре – на , а со временем стал и компаньоном Эйнема.

Бизнес продолжал успешно развиваться, что помогло компаньонам закупить специальную паровую машину в одной из европейских стран и начать строительство новой фабрики уже на .

В первом вновь построенном здании – трехэтажном корпусе – разместили производственные цеха по выпуску карамели, пастилы, разных видов печенья и пряников, шоколада и глазированных фруктов, а также напитков из какао и мармелад.


Хотя официально «Товарищество Эйнем» было зарегистрировано в 1867 году, его продукция к тому времени уже имела ряд наград, полученных на мануфактурных выставках в Российской империи: Одесса (1864 год) и Москва (1865).

Стоит отметить, что компаньоны с каждого фунта произведенного печенья отчисляли на благотворительность 5 копеек серебром, причем, половина средств уходила в школу немецкой общины для бедных и сирот, а оставшиеся деньги распределялись между различными московскими благотворительными учреждениями.

И вновь все складывалось у Эйнема и Гейса удачно, что потребовало приступить к возведению новых фабричных корпусов уже на Берсеневской набережной, напротив стоящего на противоположном берегу Москвы-реки .

Производственный комплекс впечатлял своим архитектурным видом и «начинкой».


Для организации шоколадного производства были привлечены квалифицированные европейские кондитеры, имевшие опыт работы на установленном современном оборудовании. Интересно, но на таком большом производстве, благодаря механизации процессов, работало всего несколько десятков российских мастеров, а вот выпуском первых в России бисквитов – традиционных английских десертов - занимались лишь профессионалы из Великобритании.

Перед своей смертью в 1878 году, Эйнем полностью передал бразды правления кондитерской фабрикой своему компаньону, которому впоследствии переуступила свои акции и вдова основателя. Даже сосредоточив все в своих руках, Юлиус Гейс не стал менять торговую марку «Товарищество Эйнем», правильно рассудив, что это пойдет только на пользу теперь уже его бизнеса.

В начале XX столетия компания владела несколькими магазинами в крупных городах - Нижнем Новгороде и городе Москве, продукцию в которые поставляли с двух московских кондитерских фабрик и двух производств в Риге и Симферополе.

В 1899 году Гейс выкупает у купца Ушакова первый из восьми имевшегося у того по соседству участков, а в 1914 фирме отошел и последний из них. К тому времени «Товарищество Эйнем» стало крупнейшим кондитерским производством Российской империи.

Интересно будет узнать и об организации труда на фабриках Юлиуса Гейса.

В годы его правления, рабочий день продолжался 10 часов. Для иногородних было устроено общежитие и организовано питание. Для детей, работающих на фабрике подмастерьями, была открыта школа. После 25 лет работы мастерам назначали пенсию и вручали серебряный значок.

В 1914 году, во время Первой Мировой, рабочие и служащие сами собрали средства и выстроили в Москве военный госпиталь, а сама фирма, помимо денежных пожертвований, наладила отправку вагонов с печеньем на передовую.

Интересен и, как сегодня говорят, маркетинг, который наладил Юлиус Гейс.

Будучи творческим человеком, к тому же увлеченным фотографией, он особое внимание уделял оформлению упаковки и названиям конфет, а также прочей сладкой продукции. В коробки, обтянутые шелком, бархатом и даже кожей, вкладывались фотографические открытки, различные театральные программки и выполненные из жести маленькие херувимчики.

Архитектурный ансамбль практически полностью сформировался после строительства в 1906 году Карамельного цеха, проект которого выполнил архитектор . Он же в 1911 году спроектировал и новый Административный корпус на Берсеневской набережной, 6.

Кондитерская фабрика после революции

«Товарищество Эйнем» пришедшие к власти большевики национализировали в 1918 году и уже в 1922 на общем собрании коллектива утвердили новое название – «Красный Октябрь». Правда, еще пару лет продукцию все же выпускали под старым брендом, настолько он был популярен даже в послереволюционной России.

В начале 20-х годов прошлого века кондитерская фабрика находилась в кризисе, что чуть не привело к ее полному закрытию. Новые специалисты смогли внести изменения в производственный процесс, а также организовали рабочий контроль и борьбу с хищениями, что позволило к 1925 году превысить показатели 1913 года.

Советские власти, помимо этого, выделили средства на закупку новейших машин из Германии. Именно в те годы на советских прилавках появились такие известные конфеты, как «Мишка косолапый» и ириски «Кис-Кис».

Основание кондитерской фабрики «Красный Октябрь» уходит своими корнями в конец 40-х - начало 50-х гг. XIX века. В 1846 году прусско-подданный, Фердинанд Теодор Эйнем прибывает в Москву. 6 декабря 1849 года кондитер «имел счастье поставлять» изделия своего мастерства к столу членов императорской семьи, и за те изделия удостоился высочайшего одобрения Императрицы и Великих Княгинь. В 1851 г. он открывает небольшую лавку по производству пиленого сахара и шоколада на Арбате. К концу 60-ых годов фирма «Эйнем» уже известна на кондитерском рынке России, ее обороты быстро растут и появляется необходимость в постройке большой фабрики. В 1867г. открывается фабрика на Софийской набережной, прямо напротив Кремля. В это время на фабрике работает всего 20 рабочих. В 1870г. строится трехэтажная фабрика по производству бисквита на Берсеневской набережной, а с 1889г. начинает активно осваиваться территория на Болотном острове. С 1869г. Ф.Т.Эйнем приглашает в качестве компаньона Юлиуса Гейса, который выкупает 20% акций предприятия, а после смерти Эйнема в 1876г. становится владельцем фирмы. Предприятие Эйнема к этому времени имело две фабрики в Москве: (на Софийской и Берсеневской набережных), цех по производству фруктовых соков, компотов в Симферополе, три магазина на центральных улицах Москвы. Оборот предприятия в 1876г. достигал уже 600 000 рублей.

В 1886г. Ю.Гейс создает акционерное общество «Товарищество паровой фабрики шоколада, конфет и чайных печений Эйнем». Оборот фирмы быстро увеличивается и к 1914г. достигает 7 800 000 рублей. Общее число рабочих и служащих - 2 800 человек. Все производство на фабриках оборудовано по самым новейшим технологиям того времени с идеальнейшим соблюдением гигиены и чистоты. Снабжая своими изделиями огромную Россию, фирма Эйнем располагает шестью элегантно обставленными магазинами, пользующихся большой популярностью в столице и ее окрестностях. На Всероссийской Выставке в 1896г. (Нижний Новгород) «Товарищество Эйнем» удостоилось Государственного Герба, а на Всемирной Выставке в Париже в 1900 году - двух «Grand-Prix».

В 1913 году «Товарищество Эйнем» было удостоено чести стать поставщиком Двора Его Императорского Величества.


Рабочие фабрики

15 ноября 1918г. фабрика была национализирована и получила название «Государственная кондитерская фабрика №1». 13 июля 1922г. общее собрание трудового коллектива фабрики постановило переименовать Государственную фабрику №1 (быв.Эйнем) в фабрику «Красный Октябрь». С 1922 г. до 31 мая 1934г. фабрика находилась в ведение МСНХ (Московский Совет Народного хозяйства при московско-областном торговом отделе «Моссельпром».

В годы Великой Отечественной войны 50% оборудования было эвакуировано в г.Куйбышев, более 500 человек ушло добровольцами на фронт, фабрика продолжала выпускать кондитерскую продукцию даже в больших объемах, чем затем в мирное время в 50-ые годы. Продукция шла на фронт. В это время по заказу правительства был создан новый шоколад «Гвардейский». С 1942г. его стали получать летчики, а для моряков подлодок фабрика выпускала шоколад «Кола». На фабрике был создан цех № 6, для выпуска продукции для фронта: пламегасители для самолетов, цветные дымовые шашки для флота, концентраты каш в брикетах. Фабрика была награждена Знаменем Комитета Государственной Обороны, как победитель в социалистическом соревновании.

После войны начинается реконструкция фабрики. Впервые вводятся поточные линии. В 1947-49 гг. автоматизируется карамельный цех, в 1951 - 53гг. – шоколадный, конфетный цеха.

С 1959г. фабрика называться Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь». В 1961г. впервые в СССР на фабрике были созданы комплексно-механизированные поточные линии производства литого ириса. К 1965г. на фабрике работало 40 комлексно-механизированных поточных линий по производству кондитерских изделий. Поточные линии, разработанные фабрикой «Красный Октябрь», были установлены почти на всех кондитерских производствах Советского Союза. На этих линиях были разработаны и выпущены новые сорта конфет, карамели, шоколада.

8 июля 1966г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «Красный Октябрь» был награжден самой высокой правительственной наградой – Орденом Ленина.

«Красный Октябрь» постоянно осваивал и выпускал новые сорта продукции: «Красный мак»®, конфеты «Столичные»®, «Трюфели»®, «Южный орех»®, «Золотой ярлык»® и другие. В 1965г. на фабрике стали выпускать новый молочный шоколад «Аленка»®, который впоследствии стал самым известным брэндом фабрики. В 1977 г. кондитерская фабрика «Красный Октябрь» была преобразована в экспериментальную. 1996 г. – «Красный Октябрь» было переименовано в ОАО «Красный Октябрь». 2002 г. – в рамках возрастающего влияния транснациональных корпораций на российском рынке, для создания отечественными производителями достойной конкуренции иностранным производителям кондитерских изделий, ОАО «Красный Октябрь» вошел в состав холдинга «Объединенные кондитеры».

Новая производственная площадка фабрики «Красный Октябрь» открылась на территории Концерна «Бабаевский в 2007 году. Перенос осуществлялся поэтапно, без остановки производственного процесса. В новом здании «Красного Октября» установлено оборудование для производства шоколадных масс, глазури, шоколада, шоколадных батончиков и конфет с разнообразными начинками.

В настоящее время на фабрике выпускается более 240 наименований кондитерских изделий под брендами «Аленка»®, «Мишка косолапый»®, «Красная шапочка»® и другие.

Здравствуйте уважаемые.
Продолжим с Вами небольшое путешествие в прошлое российской кондитерской промышленности. В прошлый раз остановились вот тут вот:
Сегодня же поговорим еще об одном конфетно-шоколадном гиганте, ставшим крайне популярным в стране не только из-за прекрасного качества своей продукции, но также и из-за оформления оной.
Речь у нас сегодня пойдет об "товариществе Эйнмана", а точнее "Эйнемъ. Товарищество паровой фабрики шоколадных конфектъ и чайных печений".

Одни из лидеров этой области в предреволюционной Империи начинали очень скромно. В 1846 году в Москву приехал 22 летний немецкий коммерсант Фердинанд Теодор фон Эйнем (Einem Ferdinand Theodore). Родился он в Пруссии, но гражданство имел Вюртембергское. Приехал не один а с супругой Каролиной (урожденной Мюллер), так как видел в нашей стране большие перспективы.

Ф. Эйнем

Начинал с сахарного бизнеса, но очень быстро переключился на розничную продажу сладостей. Очень сам любил это дело.


К 1850 году основал небольшую мастерскую, которая производила шоколад и конфеты. Арендовал небольшое помещение в доме Ареоли, что на Арбате и нанял 4 мастеров. И дело пошло сразу. То ли из-за того, что конкурентов в округе не было, то ли из-за немецкой педантичности и вниманию к деталям, то ли товар был качественный. В 1853 году он вступает в третью гильдию московского купечества. А в 1853-1856 годах, во время Крымской войны Эйнем, смог войти в госсзаказ, и как гласят документы «с честью выполнил подряд» по поставке варенья и сиропов для русской армии.
Это дало свободные деньги и продвинули Федора Карловича (а окончательно обрусевший к тому времени Эйнем просил называть себя именно так) в его большой и красивой мечте. А мечта его заключалась в создании настоящей шоколадной фабрики в Москве. Однако энергии и финансов для этого дела не хватало.


Все изменилось в 1856 году. Именно тогда Эйнем смог найти надежных русских компаньонов - полковника Лермонтова и коллежского секретаря Романова каждый из которых вложил в дело по 5 тыс. руб. серебром. Они сняли на десять лет помещение на Петровке, в доме Рудакова и устроили там кондитерскую фабрику, выпускавшую десять сортов шоколада, шоколадные конфеты, пралине. Ну а в слкдующем году у него произошла судьбоносная встреча.

Ю. Гейс

В процессе выбора дома и покупки надежного оборудования для своей фабрики Эйнем сблизился с московским немцем Юлиусом Гейсом. Сын священника Юлиус Гейс был моложе Эйнема на шесть лет. До знакомства с Эйнемом он уже успел поработать коммивояжером в Германии, после в магазине своих родственников в Одессе и потом почти 10 лет жил в Москве, работая в частных фирмах и в муниципальных структурах по освещению улиц керосином и газом. Гейс производил впечатление человека надежного и обстоятельного. Эйнем понял, что именно такой человек ему нужен для развития бизнеса. Двенадцатого мая 1870 г. в Берлине между партнерами был заключен договор, по которому Эйнем получал 60%, а Гейс 40% прибыли. В качестве своей доли Гейс внес в дело всё собственное имущество стоимостью 20 тыс. руб. Так было образовано "Эйнемъ. Товарищество паровой фабрики шоколадных конфектъ и чайных печений".

Эти деньги позволили выписали из Европы новейшую паровую машину и приступили к постройке фабрики на берегу Москвы-реки.

Первого августа 1871 г. новое здание фабрики на Софийской набережной начало действовать. И уже в том же году фабрика Эйнема стала крупнейшей из пяти шоколадных фабрик в Москве. Она выпускала почти половину продукции всех московских предприятий, а именно: 32 тонны шоколада, 160 тонн шоколадных конфет, 24 тонны «чайного печенья» (тех самых английских бисквитов) и 64 тонны колотого сахара, всего на сумму 300 тыс. руб. (из них 246 тыс. руб. приходилось на шоколад).

Это был серьезный прорыв. Надо сказать, что Федор Карлович был очень хорошим человеком и много занимался благотворительностью. С каждого проданного фунта нового печенья Эйнем жертвовал пять копеек серебром, из которых половина суммы поступала в пользу благотворительных заведений Москвы, а другая половина — в пользу Немецкой школы для бедных и сирот. Большие деньги, между прочим.

Большое внимание товарищи предавали и оформлению своей продукции. Рекламу фирмы несли театральные программки, наборы-сюрпризы с вложенными в коробку конфет открытками. Для фабрики писал музыку свой композитор, и покупатель вместе с карамелью или шоколадом бесплатно получал ноты «Шоколадного вальса», «Вальса-монпансье» или «Кекс-галопа». Кроме этого эксклюзивные конфеты всегда продавались вместе со специальными аксессуарами — в коробки вкладывались фирменные салфетки, открытки и специальные щипчики для конфет.

Однако Эйнем начал сильно болеть, у него обнаружились проблемы с сердцем. Он больше лечился, чем работал, поэтому Гейс предложил ему выкупить его долю. К моменту смерти в Берлине Федора Карловича в 1876 году (который кстати завещал похоронить себя в Москве, что и было сделано) товарищество полностью принадлежало Юлиусу Гейсу, которы в чать уважения к бывшему партнеру по бизнесу не стал менять наименование. Именно Юлиус смог сделать фирму одной из крупнейших и известнейших в стране. К началу XX века фирма «Эйнем» владела двумя фабриками в Москве, филиалами в Симферополе и Риге, несколькими магазинами в Москве и Нижнем Новгороде.

В 1896 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде продукция «Эйнемъ» была награждена золотой медалью, в 1900 году фирма получила Гран-при на Всемирной выставке в Париже за ассортимент и качество шоколада.

В 1913 году «Эйнемъ» удостоен звания поставщика двора Его Императорского Величества. Но сам Юлиус Гейс не дожил до этого дня. Он умер в 1907 в возрасте 75 лет.
Еще в конце 19 столетия Юлиус Федорович (а Гейс тоже окончательно обрусел) начал привлекать для работы пятерых своих старших сыновей: Юлиуса, Вольдемара, Альберта, Оскара и Карла. После смерти Юлиуса Федоровича, директором-распорядителем стал старший сын Юлиус Юльевич Гейс, директорами - Вольдемар Юльевич и Оскар Юльевич, кандидатом в директора - Карл Юльевич. Еще один сын Альберт, формально не входил в правление, но при этом заведовал фабрикой в Крыму.

К 1910 году основной капитал достиг 1,5 млн руб. Он заключался в тысяче паев по 5000 руб. и двух тысячах паев по 500 руб. Акционерное по форме предприятие на деле носило семейный характер - владельцами паев были девять человек из семьи Гейс

В июле 1916 г. стоимость только недвижимости фирмы «Эйнем» составила 3 518 377 руб. 88 коп. На товарищество работало около 3 000 рабочих. Все закончилось с революцией. Гейсы уехали из страны.

В 1918 фабрика «Эйнем» была национализирована и переименована в Государственную кондитерскую фабрику №1, что подчеркивало лидирующее положение предприятия в отечественной кондитерской промышленности. В честь пятилетия революции фабрика получила название «Красный Октябрь», к которому добавляли «бывш. Эйнем» вплоть до начала 1930-х
Ну а бренд "Красный Октябрь" знаете наверное все вы:-)

Продолжение следует....
Приятного времени суток.